В этих странах предпочтение предоставили экономике, а не охране здоровья.
Некоторые наши соседи и партнеры решили сказать "хватит" ограничениям. Чехия с 24 апреля открыла границы и разрешила своим гражданам путешествовать за пределы страны. Израиль готовится запустить клиентов в небольшие магазины и парикмахерские. Дания первой в Европе максимально ослабила карантин, открыла детские сады и салоны красоты.
Но самая интересная точка на планете сейчас Швеция. Это единственная страна, которая вообще не вводила карантина. Скандинавская антикоронавирусная стратегия – между экономикой и здоровьем выбирать экономику, говорится в сюжете ТСН.Тиждень.
Датчане раньше других европейцев поставили свою страну на паузу. Но теперь, после нескольких долгих недель карантина, Дания первой в Европе решила ослабить жесткие ограничения. И фактически позволила рискованные контакты. Дети вернулись в сады и школы. Стоматологи открыли свои кабинеты для пациентов. И даже в креслах парикмахеров снова появились заросшие за невыносимо долгие недели карантина клиенты.
Конечно, душа поет. Есть клиенты, значит, есть работа. Экономика наконец-то оживает. А, тем временем, в больницах умирают новые "ковидные" пациенты. Уровень смертности среди больных коронавирусной инфекцией в Дании – почти 5 процентов, и эта цифра растет. И между экономикой и здоровьем - правительство выбрало экономику. Впрочем, многие из датчан надеются, что уже переболели бессимптомно и получили иммунитет.
"Поскольку рестораны закрыты... Во время коронавируса можно научиться готовить", - говорит Элизабет Нильсен.
Известная датская пианистка начало мировой пандемии встретила на гастролях в Китае неподалеку от печально известного Уханя. Оттуда вернулась с симптомами, похожими на COVID-19, тогда уже в европейский эпицентр болезни – на север Италии.
"Когда я вернулась к себе домой, я чувствовала себя не очень хорошо. У меня были симптомы, сухой кашель, легкая температура. Я как и раньше не знаю, переболела ли я COVID-19, но, надеюсь, я скоро сделаю тест", - отмечает она.
Многие из датчан против отмены ограничений. Считают, человеческая жизнь дороже экономических неурядиц.
"Думаю, снятие карантина это неправильный шаг. Вопрос в том, сколько смертей мы сможем выдержать. Мы заплатим увеличением числа умерших за то, чтобы не навредить экономике общества", - считает менеджер компании по производству медоборудования Ларс Бендер Мортенсен.
Поэтому, кого спасать первым, людей или экономику? Реаниматологи говорят, того, у кого больше шансов. Соседняя с Данией Швеция давно сделала свой прагматичный, и, как кажется многим, циничный выбор. Несмотря на более чем две тысячи умерших и рост численности инфицированных, страна вообще не вводила карантин. Только закрыла для посещений тюрьмы, дома для престарелых и запретила собираться в компаниях больше, чем по полсотни человек. Даже главный эпидемиолог Швеции показательно ездит в метро без маски.
"Когда мы находимся под открытым небом, - так, как сейчас, - и держим дистанцию, это не те условия, при которых коронавирус распространяется", - говорит Андерс Тегнелл.
Его стратегия – дать Швеции переболеть и максимально быстро приобрести коллективный иммунитет. Но сотни шведских ученых называют такой подход безответственным и рискованным.
"Шведская научная общественность обеспокоена таким курсом нашей власти во время эпидемии, особенно тем, что он базируется на сомнительных оценках и данных", - объясняет шведский профессор Стэн Линнарссон.
Значительная часть шведов считает - отсутствие карантина приведет к катастрофе. Но большинство готово рискнуть жизнью людей - ради спасения экономики.
"Швеция - страна небольшая, которая имеет приближение кризиса, экономика здесь просела. Страна не может себе позволить остановить всю деятельность, это будет очень сильный удар", - говорит житель Швеции, Руслан Огородник.
Он - наш бывший соотечественник. Ныне гражданин Швеции. Работает в Стокгольме - создает визуальные эффекты для кино. Каждый день, двигаясь по дороге к своей студии, он замечает, что Швеция будто демонстративно ведет себя не так, как остальная Европа. На улицах уйма людей. Почти никого в масках. Рестораны открыты. Недостатка в клиентах нет.
"Здесь считается, что если заболел, то это твоя вина. Здесь нормально приходить на работу с соплями, на костылях. Если не под капельницей, это не причина не выходить на работу", - рассказывает он.
Пожилая шведка, поняв, что она в группе риска, придумала себе "лайфхак" – приспособила к своей тележке двухметровую жердь с линейкой. И теперь встречные прохожие обходят ее как минимум за два метра. Однако, и без шеста держать социальную дистанцию шведам удается достаточно легко. Традиционная скандинавская сдержанность и индивидуализм помогают им не заразиться.
"Шведы и в обычных условиях славятся тем, что держат дистанцию. Личное пространство. То есть, и без пандемий они держат достаточно большую дистанцию между собой", - говорит Огородник.
Несмотря на отсутствие карантина, шведские больницы и до сих пор не переполнены. Впрочем, уже сейчас здесь испытывают критическую нехватку медперсонала. И даже принцесса София, супруга наследника шведского престола, изменила придворные наряды на больничную униформу и пошла санитаркой в госпиталь. Эпидемиологи предупреждают - пик инфицирования еще впереди, и с интересом ждут, чем закончится шведский эксперимент. Беда лишь одна - экспериментируют чиновники, а не ученые. И не на лабораторных мышах, а на собственных согражданах.