Противники вакцинации взялись за коронавирус: почему ученые не могут побороть "теории заговоров" вокруг COVID-19

Противники вакцинации взялись за коронавирус: почему ученые не могут побороть "теории заговоров" вокруг COVID-19

Ватикан готовится к открытию после карантина / Фото: Associated Press

ТСН пообщалась с соціоантропологом, который исследует потребность человечества придумывать неподтвержденные теории, в том числе и про коронавирус.

Объяснения ученых относительно возникновения коронавируса мало влияют на представления людей об этой болезни. Человечество более склонно видеть за всем "невидимую руку" и строить теории, по которым во всем виноваты именно люди, а не биологические факторы.

Почему так происходит, может ли с этим бороться научное сообщество и как борьба с коронавирусом помогает противникам вакцинации найти новых сторонников, ТСН в Соединенных Штатах расспросила португальского социоантрополога, профессора Говардского университета Руя Диого.

- И в Соединенных Штатах, и за их пределами вокруг коронавируса множатся так называемые “теории заговора” - ничем не подкрепленные версии происхождения вируса. Скажем, среди американцев популярна теория, что коронавирус взрастили китайцы в вирусной лаборатории в Ухане; другая теория заговора наоборот приписывает коронавирусу происхождение из американских лабораторий. Об этом говорят тысячи людей, в это много кто верит. Зачем людям нужны теории заговора?

- Это главная тема книги, над которой я сейчас работаю: зачем люди придумывают истории, зачем мы строим нарративы, которые не совпадают с реальностью. С антропологической точки зрения человека можно назвать животным, которое рассказывает истории. Мы любим истории. Мы создаем их и мы же в них верим. У животных тоже есть предрассудки. Чего не любят ни животные, ни люди - это отсутствие возможности контролировать ситуацию. Когда случается что-то случайное - как, например, коронавирус - скопление белков, даже не живой организм, который при этом может убивать людей, это чрезвычайно дискомфортное положение.

Например, было исследование с голубями: их держали в клетке и выдавали еду в абсолютно случайное время. Голуби чувствовали себя плохо, они никак не могли понять, как их кормят. Через некоторое время ученые заметили: птицы делают странные движения - например, постоянно склоняя голову в сторону, потому что они себе придумали, что именно после этого появляется еда. Почти как религиозные ритуалы у людей. Потому что всем живым созданиям приятно думать: я имею некий контроль за тем, что со мной происходит. Но люди чрезвычайно талантливы в том, чтобы придумывать истории про цель. Это отличает нас от животных. Ведь человек - это единственное существо, которое осознает, что оно рано или поздно неизбежно умрет.

Моя собака может заболеть или пораниться, но она не понимает, что умрет. Для людей это знание само по себе тревожное. Поэтому они придумывают истории про высшую цель своей жизни. Мы живем, потому что мы особенные, надо знать людям, или мы живем, потому что Господь нас создал по своему подобию. Из этого религиозного нарратива следует другой: мы умрем, но будем жить в другом смысле, в другом мире.

Все религии верят в загробное существование, для этого они нужны. Возвращаясь к коронавирусу, о нем у людей есть четыре главных нарратива. Кроме теории заговора есть еще три теории высшей цели, то есть в чем смысл коронавируса. Например, среди религиозных людей в той же Бразилии распространяется тезис, что коронавирус послан людям Богом за их грехи. Другие говорят, это урок матушки-природы, которую мы слишком загрязнили. Третьи говорят - вирус демонстрирует, что наступил конец капитализма.

- То есть, высшая цель коронавируса по этим теориям - наказать тех, кто плохо себя ведет. В частности и с позиции тех, кто распространяет и верит в такие теории?

- Да, хотя это абсолютно нерациональные вещи, вирус не понимает ничего о капитализме или загрязнении планеты, он просто тиражирует себя в человеческих клетках, но мы придумываем его назначение. И вот, теории заговора - это самая привычная для людей попытка взять под контроль то, чего они не понимают. Мы ненавидим, когда внешние вещи влияют на нашу жизнь случайным образом, нам обязательно находить для них объяснения. Для таких теорий главное, чтобы врагом оставались люди. Чтобы с вирусом, который сам по себе иррационален - он не думает, он просто поражает цель - стояло что-то, что можно в нем обвинить. Ведь мы особые существа, мы живем со смыслом, мы созданы Богом, как нас может убить простое скопление белков? Надо немедленно найти настоящего врага, такого же как мы, которого можно понять изнутри или извне.

Еще 5 веков назад, когда в Европе свирепствовала чума, была уйма предрассудков, почему она появилась, и тогда, например, массово убивали евреев, которых обвиняли в чуме. Смертоносный испанский грипп прозвали испанским, хотя в Соединенных Штатах он появился раньше, вообще неизвестно, где он зародился, просто Испания первой объявила об эпидемии, но прозвище приклеилось навсегда. А теперь россияне обвиняют американцев, Трамп обвиняет китайцев. И пока такие люди, как я, пытаются противостоять этому антикитайскому расизму, объяснять, что китайские рестораны в Вашингтоне не виноваты в распространении по столице коронавируса, ведь никакой связи между ними и Уханем нет. Сами китайцы в Китае обвиняют уже африканцев в том, что от них идет вторая волна вируса. Там сейчас тот же расизм против выходцев из Африки. И это никогда не останавливается. Есть, конечно, и рациональные причины для придумывания теорий заговора.

Если посмотреть сейчас Fox News (единственный крупный республиканский канал в США), там постоянно говорят о китайцах, о вине китайцев, а вовсе не о 85 тысячах погибших от вируса в Соединенных Штатах. Их задача отвлечь внимание от того, что карантин в стране президент объявил поздно. Но этому охотно верят, ведь лучше верить в человеческое происхождение вируса, чем в случайное. Люди ненавидят случайность, ее невозможно контролировать. Обычно мы придумываем истории апостериори: что-то случается, мы это для себя объясняем. И здесь, чем умнее человек, тем больше случайных фактов он может найти и связать, выстроив теорию заговора. Много безумных вещей говорят люди, которые мониторят статистику, а потом ее по-своему трактуют – и очень часто сами в это верят. А уже за ними идут те, кому не хватает образования, чтобы отличить правду от лжи.

- Если говорить о Соединенных Штатах, стране с наибольшим количеством больных, вы чувствуете здесь определенную массовую травму, которая толкает людей на то, чтобы верить в такие вещи?

- Соединенные Штаты известны верой в вещи, в которые не верит, скажем, большинство европейцев. Представьте себе, по последним опросам 70% утверждают, что верят в ангелов. Ни в Украине, ни в Португалии это невозможно себе представить. Много людей здесь верит в много странных вещей по разным причинам. Я не уверен, что мы можем говорить “массовая травма”, ведь многие американцы до сих пор не верят в опасность коронавируса, считают карантин ненужным. И в этом есть своя опасность, ведь для преодоления пандемии все должны придерживаться одинаковых правил. Вот для стран типа Испании или Италии - это действительно очень большая травма. У меня жена испанка и, в отличие от меня, у нее умерло очень много знакомых и родственников знакомых, она постоянно на телефоне с родиной и очень боится, чрезвычайно. Там совсем другая ситуация.

- Если придумывать теории заговора для человека естественно, есть ли вообще действенный способ им противостоять?

- Я хочу быть оптимистом. То, что мы, ученые, можем - лучше коммуницировать с людьми. К сожалению, в большинстве своем ученые не лучшие ораторы. И вот последнее исследование, опубликованное в журнале Nature, где впервые на примере Фейсбука исследовали, как социальными сетями распространяется недоверие к научному методу. И вот оно твердит: хотя сейчас в соцсети гораздо больше сторонников вакцинации, чем противников, но нарратив, истории, которые создают и распространяют противники вакцин, намного лучше воспринимают те люди, которые еще не определились. Я не раз говорил, кстати, об этом со специалистами. И они мне говорили: говорить с людьми не наша работа, мы должны заниматься исследованиями. Вот с этим я не согласен, ведь пока ученые молчат, с людьми разговаривают священники или антивакцинаторы. Даже когда ученые выходят говорить, они не создают точных историй. Нет, мы не должны рассказывать людям сказки, но сухую правду воспринимают гораздо хуже, чем истории.

Выводы исследования в Nature утверждают, что если ничего не изменить, через десять лет антивакцинаторов в Фейсбуке станет больше, чем сторонников вакцинации. Антивакцинаторы сейчас используют даже коронавирус: смотрите, говорят они, как создают вакцину - слишком быстро, без тщательных исследований, за год, не просчитав всех побочных эффектов, и такие запугивания хорошо работают. Казалось бы, мы все ждем появления вакцины, чтобы окончательно вернуться к нормальной жизни, но маленькая, однако очень объединенная группа постепенно распространяет утверждение, что вакцина будет опаснее болезни. И люди этому верят.

Европейцам кажется, что в мире за последние десятилетия стало меньше людей, которые верят сказкам. Но это европейцев с каждым годом становится меньше - рождаемость все падает, а вот и людей, склонных строить конспирологические нарративы, совсем не становится меньше. Придумывать истории - это лучшее и худшее из того, что умеют люди.

Корреспондентка ТСН Яна Слесарчук

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Коронавирус
Следующая публикация