Евгений Дубровский призывает не паниковать и быть на связи с семейным врачом.
В Украине продолжает неуклонно расти количество новых инфицированных коронавирусом. Из разных регионов поступает тревожная информация о том, что заканчиваются кровати для больных COVID-19. По прогнозам врачей, в ближайшее время ситуация может еще ухудшиться, ведь у каждого нового случая есть контактные лица, а это значит — зараженных новым вирусом будет больше.
О том, как правильно лечить COVID-19 и какие ошибки допускают больные — врач-инфекционист Киевской больницы №4 Евгений Дубровский рассказал "Волынь Online".
В частности, Евгений Дубровский рассказал о том, чего не нужно делать тем, кто заболел COVID-19:
1. Первая и главная ошибка, которую делают пациенты — это паника. Несмотря на банальность этого утверждения, паника — страшный и грозный повреждающий фактор, который приводит к непредсказуемым последствиям. Суета, агрессия, отчаяние — вся палитра ненужных эмоций выливается в непродуктивное русло и наносит вред пациенту и его близким.
Не говоря уже о влиянии стресса на саму иммунную систему — единственного нашего защитника от вирусного заболевания. Паника и страх побуждают людей делать ненужные действия и поступки. Что именно?
2. Употреблять мощные антибиотики на ранних сроках заболевания. Это даже комментировать не хочется. Известно как 2 + 2, что антибиотики не действуют на вирусы! Какая именно цель принимать их на первые дни болезни? Скажете, для профилактики? Это огромная ошибка — сотни, сотни пациентов поступают в инфекционные стационары с пневмониями на 6-8 сутки после уже пропитого курса антибиотика, часто и не одного! Это не работает. Это приводит лишь к антибиотикорезистентности и лишнему отравлению организма. В протоколе лечения COVID-19 четко подчеркивают, что антибиотики запрещают принимать для профилактики или для лечения неосложненных форм. Для назначения антибактериальных препаратов есть показания: характерные изменения в анализах, рентгенологическая картина, клиническая картина и еще некоторые нюансы. А что происходит на практике? Бесконтрольный, неистовый прием антибиотиков на кратковременную лихорадку или на просто положительный тест на COVID-19? Это огромная ошибка — ничего эффективного в этих действиях нет.
3. Массовое обследование всех контактных. Постоянно слышу случаи, когда люди бегут в лаборатории сдавать мазочок ПЦР на COVID-19, когда у них на работе или в окружении кто-то заболел. Зачем? Есть инкубационный период. После контакта с больным должно пройти не менее 5 суток (в среднем 7-10, максимум 14 суток), чтобы человек заболел и начала выделять вирус. Какой смысл бежать и сдавать тесты сразу после контакта? Что мы хотим увидеть: отрицательный результат. И что дальше? Он неинформативный! Человек заболеть может значительно позже. Он это почувствует (бессимптомные формы — казус, который подлежит серьезному разбору и анализу: действительно ли эти люди больные и заразные?). Даже в случае легкой незаметной формы есть и будут жалобы — как минимум слабость, усталость, невысокая лихорадка. Может исчезнуть вкус или обоняние. Тогда уже становится понятным, кто заболел и кого целесообразно обследовать. Пустое, лишнее обследование отнимает ваше время и деньги...
4. Бежать в стационар. Да, этот пункт я понимаю и не критикую больных. По-человечески вполне понятно, что когда у человека нет нормального опытного семейного врача — будет паника и тревога. Надо с кем-то поговорить, узнать, что делать и получить рекомендации. И хотя врачи стационаров просто с ног валятся от нагрузки и количества обращений, они предоставляют такую консультативную помощь, бегая от тяжелых больных в своем отделении к толпе паникеров на пропускнике. Для стационарного лечения есть показания, критерии тяжести. Если после осмотра не видно опасных симптомов или подозрения на негативную динамику, человек должен лечиться дома. Это нормально и вполне оптимально. В основном COVID-19 не переносится тяжело. Оставьте кислородные палаты для тяжелых больных, уважайте тех, кому действительно нужна серьезная помощь и тех, кто ее предоставляет!
5. Но есть и другая крайность — бессмысленная беспечность. Люди, кто в высокой группе риска по сопутствующих заболеваниях должны быть осторожными и внимательными к своему здоровью. Постоянно натыкаюсь на трагические случаи, когда человек неделю, две просто сгорает от 40-градусной лихорадки дома, принимает огромные дозы жаропонижающих и затем попадает в стационар в крайне тяжелом состоянии! Зачем? Именно для таких пациентов развернута сеть больниц. Мы оснащены, подготовлены и готовы оказать помощь действительно тем, кто в ней нуждается. Не теряйте время, обращайтесь вовремя!
Некоторые ошибки уже более сложные и для предупреждения требуют своевременного и аргументированного совета специалиста. С этим сейчас проблемы, ведь надо быть, как говорится, "в теме" и видеть воочию, что и как работает.
6. Противовирусные. Любимые наши препараты (...) не являются препаратами прямого действия на вирус. Они только усиливают и стимулируют действие нашей иммунной системы. Как-то раньше они как работали, но с COVID-19 есть важный нюанс! COVID-19 — необычное заболевание. Наши знания о COVID-19 расширяются, мы уже знаем, что при коронавирусной инфекции наблюдается вирусассоциированный генерализованный иммунный ответ. Что это значит? Это означает, что сам по себе COVID-19 не оказывает такого разрушительного воздействия на ткани и клетки. Беда случается, когда организм неадекватно отвечает на чужеродный агент. В случае дисбаланса иммунной системы происходит "неправильный" защитный ответ. И иммунные клетки, убивая вирус, наносят значительные повреждения собственным тканям. Поэтому запрещается использовать препараты, которые еще больше делают иммунитет агрессивным. Для одних это будет незаметным, но у кого-то может возникнуть патологическая каскадная реакция со стороны несбалансированной иммунной системы. Поэтому на противовирусные — сейчас табу.
7. Ну и конечно КТ (компьютерная томография). Обойти этот пункт уже просто нечестно. Чтобы не вдаваться в сложные патофизиологические тонкости, надо понимать одну простую вещь: то, что мы видим на компьютерной томографии в виде матовых стекол — это не та пневмония, которую мы боимся и при которой должны быть задействованы антибиотики. Что это за матовые стекла — подробно описано и уже опубликовано в многочисленных работах. На такую условную "пневмонию" антибиотики не действуют. КТ — прекрасный высокоточный ценный метод, который в контексте COVID-19 используется очень часто нецелесообразно. Впечатляющее несоответствие состояния больного и КТ-картине, отсутствие возможности прогнозировать заболевания, невозможность определить сроки заболевания, никакой помощи в выборе тактики лечения. Абсолютная невозможность определить динамику и посмотреть на эффективность лечения. Что лучше? Обычный рентген на 6-7 сутки. Он покажет четко, есть ли бактериальная пневмония. Тогда сразу можно принимать решение о назначении антибиотиков. И проверить затем контрольным снимком эффективность.
"Конечно, этот список не является исчерпывающим. Есть масса других моментов, которые надо освещать и с которыми разбираться. Еще не все понятно, не все является доказанным экспериментально. Но важные положительные сдвиги точно состоялись. Поэтому будем умными, образованными и спокойными. Паника и неадекватность никогда не помогали продуктивному решению проблем. Будем здоровы!", — отмечает врач.
Напомним, ранее в блиц-интервью ТСН.ua Евгений Дубровский рассказал, как пережить зиму и когда закончится эпидемия коронавируса.